Арт-терапия

О терапии

Изменение функциональных состояний человека с помощью арт-терапии (терапии искусством) естественно вписывается в нормальный процесс жизни, так как искусство сопровождает нас всю нашу жизнь. Арт-терапия имеет различные теоретические взгляды и направления. В арт-терапии используются рисуночные техники, лепка, библиотерапия, работа с мандалами, музыка, танцы, работа с марионетками, телесно-ориентированная техника скульптуры, работа со стихиями, ведомое рисование и др.

Арт-терапия приносит хорошие результаты в индивидуальной и групповой работе, способствует личностному росту. Помогает справиться с патогенными эмоциями, отработать конфликтные ситуации, метафорически найти свое место в группе и мире, в котором мы живем.

Участник арт-терапевтического процесса выводит на поверхность через рисунки, лепку или иным способом свои переживания, материализует свое видение ситуации или явления, и этот наглядно изображенный образ можно исследовать и изменить.

Особенности

Ценность применения искусства в терапевтических целях состоит в том, что с его помощью можно выразить и исследовать различные эмоции и чувства, обиды, злости, страха, радости и любви. А также предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере, и является самым безопасным способом разрядки напряжения, решения глубинных кризисов. Погружаясь при помощи трансовых рисунков в глубины своего «Я» человек решает самую насущную на данный момент проблему.

Арт-терапия может применяться в профилактике профессионального выгорания, состоянии физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в процессах социальной сферы.

Используя «эклектический подход» арт-терапию и другие методы современной практической психологии можно эффективно работать с возрастными, психогенными, экзистенциональными кризисами, а в случае «ЧС» — биогенными и социогенными.

Арт-терапия — терапия искусством

Практический семинар-тренинг

Предоставляет возможность для выражения агрессивных чувств в социально приемлемой манере и является самым безопасным способом разрядки напряжения, решения глубинных кризисов. Погружаясь при помощи трансовых символических рисунков в глубины своего «Я», Вы решаете самую насущную на данный момент проблему. В процессе проведения тренинга можно разрешать конфликты между членами группы и помогать им в достижении гармонии.

Тренинг дает возможность преодолеть страхи, шоковые травмы, излечивает соматические заболевания и многое другое.

Танцевальная терапия

Танцевальная терапия для женщин и мужчин от 30 до 70 лет. Занятие 3-х часовое в парах.

Позволяет укрепить здоровье, повысить двигательную активность, вернуть телу гибкость, научиться красиво и гармонично владеть собственным телом, принять и полюбить особенности своей фигуры. Найти свой неповторимый чувственный стиль общения с партнером. Развить психическую и физическую пластичность, желание нравиться себе и окружающим, раскрыть внутренний потенциал, раскрепостить и проявить свою женскую энергию, выразить себя через творчество, ощутить радость жизни.

Индивидуальный подбор методик и упражнений для хорошего самочувствия.

Обучение чувственному массажу в парах. Занятие восьми-часовое.

Позволяет подарить родному и близкому человеку тепло, любовь и заботу через волшебные прикосновения умелых рук. Снятие мышечных и нервных напряжений, восстановление душевной гармонии через расслабление тела.

Обучение простым методам релаксации и приемам массажа. Откройте мир ярких, волнующих опущений, чувственности, наслаждений и великолепного самочувствия.

Консультант рисует эмоциональное состояние клиента, в процессе индивидуального консультирования устанавливается доверительные отношения, снимается напряжение и острота проблемы.

Песочная терапия

Автор метода «Песочной терапии», швейцарский юнгианский аналитик Дора Кальфф (Dora Kalff), считает что л Картина на песке может быть понята как трехмерное изобрах ение какого-либо аспекта душевного состояния. Неосознанная проблема разыгрывается в песочнице, подобно драме, конфликт переносится из внутреннего мира во внешний и делается зримым».

Песочная терапия в контексте арт-терапии представляет собой невербальную форму психокоррекции, где основной акцент делается на творческом самовыражении клиента.

Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта — композиции из фигурок, построений на подносе с песком.

Метод базируется на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной экспрессии клиентов (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки раскрывающий смысл композиции). Песочная терапия применяется как при работе с детьми, так и при работе со взрослыми.

Песочная терапия — это дополнение к другим видам терапии: визуализации, психодрамы, работы с телом и движением, гипноз и т.д. Основная цель песочной терапии — достижение клиентом эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения. Основная задача песочной терапии — соприкосновение с вытесненным и подавленным материалом личного бессознательного, его включение в сознание.

Возможности песочной терапии

Данный метод позволяет:
• Проработать психотравмирующую ситуацию на символическом уровне.
• Отреагировать негативный эмоциональный опыт в процессе творческого самовыражения.
• Изменения отношения к себе, к своему прошлому, настоящему и будущему, к значимым другим, в целом к своей судьбе.
• Способствует регрессу клиента к прошлому опыту с целью повторного переживания и освобождения.
• Служит дополнением к другим методам психотерапевтической работы.

Психотерапевтическая работа позволяют психологу решать следующие задачи:
• Диагностические;
• Коррекционные;
• Терапевтические;
• Творческого развития.

Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.

Показания к песочной терапии

Как правило песочная терапия используется не с первой встречи, за исключением, когда клиент специально направлен для процедуры песочной терапии.

Рекомендуется предлагать песочную терапию в случае, если клиент:
• Неспособен объяснить словами то, что он чувствует или думает;
• Ограничен в проявлении своих чувств;
• Переживает экзистенциальный или возрастной кризис;
• Имеет психологическую травму;
• Имеет проблемы в принятии решения.

Противопоказания к использованию песочной терапии

Песочную терапию гельзя проводить в следующие случаях:
• Дети с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Эпилепсия или шизофрения.
• Клиент с очень высоким уровнем тревожности.
• Клиент с неврозом навязчивых состояний.
• Аллергия на пыль и мелкие частицы.
• Легочные заболевания.
• Кожные заболевания и порезы на руках.

Однако ряд психологов используют песочную терапию с детьми с СДВГ. На сколько это эффективно с такими детьми, трудно сказать, пока можно опираться на обратную связь с родителями этих детей.

Сказкотерапия

Сказкотерапия — означает «лечение сказкой». Сказкотерапия — это метод, использующий форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. В сказкотерапии используются разнообразные жанры: притчи, басни, легенды, былины, саги, мифы, сказки, анекдоты. Находят применение и современные жанры: детективы, любовные романы, фэнтэзи и пр. Каждому клиенту’ подбирается соответствующий его интересам жанр.

Главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, как основа любой сказки. Именно точность подобранной метафоры определяют эффективность сказкотерапевтических приемов в работе как с детьми так и со взрослыми.

Важность истории

Истории могут оказывать самое различное воздействие на человека. Они имеют воспитательное и терапевтическое значение. Смысл каждой истории человек воспринимает по-своему, в зависимости от своего образа мыслей.

Если истории и притчи при психологическом консультировании подобраны правильно, то они позволяют выбрать определенную дистанцию, чтобы по-иному взглянуть на собственные конфликты и найти способы разрешить конфликты.

Одна из важных функций истории — это хранение опыта, то есть после окончания психотерапевтической работы она продолжает оказывать свое действие на клиента и делает его более независимым от терапевта».

Особенности сказок

Выделяют несколько основных функциональных особенностей сказок:

1. Тексты сказок вызывают эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания.

2. Концепция сказкотерапии основана на идее ценности метафоры как носителя информации:
— о жизненно важных явлениях;
— о жизненных ценностях;
— о постановке целей;
— о внутреннем мире автора (в случае авторской сказки).

3. В сказке в символической форме содержится информация о том:
— как устроен этот мир, кто его создал;
— что происходит с человеком в разные периоды его жизни;
— какие этапы в процессе самореализации проходит женщина;
— какие этапы в процессе самореализации проходит мужчина;
— какие трудности препятствия можно встретить в жизни и как с ними справляться;
— как приобретать и ценить дружбу и любовь;
— какими ценностями руководствоваться в жизни;
— как строить отношения с родителями и детьми;
— как прощать.

Write a Comment